Основные возможности АИС

Автоматизированная информационная система «Административная комиссия» (сокращенно АИС «Административная комиссия», АИС) предназначена для автоматизации деятельности постоянно действующих коллегиальных органов, образуемый для рассмотрения дел об административных правонарушениях (административных комиссий) и иных органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях на всех этапах их деятельности – от поступления протокола или фиксации факта об административном правонарушении до вынесения решения, сбора статистических отчетов по работе административной комиссии, анализа ее деятельности, количества и качества административных правонарушений на подведомственной ей территории.

На рисунке ниже изображена схема взаимодействия основных бизнес-процессов, используемых в работе АИС. Стрелками показано движение документов между отдельными элементами бизнес-процесса.

 

 

 

 

ЭТАП I. Составление материалов об административных правонарушениях

         Материалы об административных правонарушениях могут поступать для рассмотрения в орган, рассматривающий дела об административных правонарушениях тремя путями:

1.     В виде протоколов об административных правонарушениях ([1]).

2.     В виде материалов об административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи ([2]). Поступление таких материалов производится из специальных программно-аппаратных средств и обычно автоматизировано.

3.     В виде акта фиксации нарушения административного законодательства, выявленного на основании обследования прилегающей (закрепленной) территории, подъездных путей, технического состояния конструктивных элементов здания (сооружения). Акты составляются на месте выявленного правонарушения комиссионно, подписываются, после чего передаются в орган, рассматривающий дела об административных правонарушениях ([3])для составления на основании акта протокола ([4]) или вынесения решения по ст. 28.6 КоАП РФ без составления протокола ([5]). Так же акты могут быть переданы уполномоченным законом субъекта Российской Федерации лицам для составления протокола об административном правонарушении ([4]).

Все перечисленные движения документов в Программе стандартизированы и автоматизированы, для каждого разработаны шаблоны документов и реализовано автоматическое формирование документов с учетом норм региональных законов, склонений ФИО (наименований) лиц, участвующих в административном процессе, характера совершенного правонарушения и других характеристик.

 

ЭТАП II. Производство по делам об административных правонарушениях

         На этом этапе ведется полное и объективное рассмотрение дела, вынесение решения по делу в рамках заседания органа, рассматривающего дела об административных правонарушениях.

         Рассмотрение ведется в рамках «Дела об административных правонарушениях» – «виртуального» дела, которое на этапе вынесения решения содержит в себе все документы, которые использовались в ходе его рассмотрения.

         Как видно из схемы, постановление по делу об административном правонарушении ([3])может быть вынесено на основании протокола об административном правонарушении ([2])или выявленного факта нарушения административного законодательства ([1]) на территории МО (по ст. 28.6 КоАП без составления протокола и вызова лица на заседание).

         Каждый этап административного производства активно взаимодействует с журналами входящих и исходящих документов ([4], [5]), куда автоматически помещаются номера при формировании тех или иных процессуальных документов.

Формируемые Программой реестры ([6]) – это «срез» данных об административных правонарушениях в той или иной плоскости. Например, есть реестр «Постановления» где выводится список всех постановлений по делам, а так же их вид, дата, сумма штрафа, сумма оплаченного штрафа, дата вступления постановления в законную силу и т.д. В каждом реестре предусмотрено использование фильтра, что позволяет использовать их не только для поиска той или иной информации, но и в аналитических целях.

 

ЭТАП III. Взаимодействие со сторонними организациями

         В ходе административного производства возникает необходимость во взаимодействии с многими сторонними организациями. Программа автоматически формирует документы судебному приставу-исполнителю, может в автоматическом режиме принимать данные о платежах административных штрафов из Управления Федерального казначейства, Сбербанка или путем экспорта сведений из ГИС ГМП.

В настоящее время законодательно не предусмотрена возможность автоматизации обмена данными с судебными органами, однако в Программе автоматизировано составление определения о передаче протокола по ст. 20.25 КоАП РФ и материалов дела в суд для вынесения решения.

            Подробнее об интеграции АИС с другими информационными системами можно прочитать тут.

 

 

Краткий перечень возможностей АИС "Административная комиссия":

 

1.       Ведение перечня заседаний административной комиссии;

2.       Ведение перечня протоколов, поступивших на рассмотрение комиссии;

3.       Ведение персонифицированного учета лиц, совершивших административное правонарушение;

4.       Формирование дел об административном правонарушении в рамках каждого заседания административной комиссии;

5.       Автоматическая нумерация дел об административных правонарушениях, определений и постановлений административной комиссии, нумерация входящих и исходящих документов. Форма (маска) номера может быть задана Пользователем;

6.       Хранение документов определений, постановлений и иных материалов дела об административном правонарушении в отдельном деле об административном правонарушении;

7.       Поддержка средств автоматический фиксации правонарушений;

8.       Автоматическое формирование документовпо деятельности административной комиссии. В текущей версии предусмотрено автоматическое формирование следующих документов:

8.1.    Протокола об административном правонарушении.

8.2.    Извещения правонарушителю, потерпевшему и свидетелю (ст. 25.15 КоАП). По каждому извещению формируется подтверждающий надлежащее извещение документ, который храниться в материалах дела. Извещения могут быть следующих видов:

8.2.1.        Извещение, направляемое заказным письмом;

8.2.2.        Телефонограмма;

8.2.3.        SMS-извещение.

8.3.    Определение о вызове лица(п. 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ);

8.4.    Определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ);

8.5.    Определение об отложении рассмотрения делаоб административномправонарушении (этап подготовки к рассмотрению дела, п. 3 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ);

8.6.    Определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении (этап рассмотрения дела, п. 3 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ);

8.7.    Определение о возвращении протокола и других материалов об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ);

8.8.    Определение о передаче материалов по подведомственности дела  (п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ);

8.9.    Определение об истребовании дополнительных материалов по делуоб административном правонарушении (ст. 29.4 КоАП РФ);

8.10.Определение о рассмотрении ходатайства(случай отказа в удовлетворении ходатайства);

8.11.Определение об исправлении опечатки;

8.12.Определение о приводе лица(ст. 27.15 КоАП РФ);

8.13.Определение о продлении срока рассмотрения дела  об административном правонарушении (ст. 26.10 КоАП РФ);

8.14.Определение о рассрочке уплаты штрафа(п. 2 ст. 31.5 КоАП РФ);

8.15.Определение об отсрочке уплаты штрафа(п. 2 ст. 31.5 КоАП РФ);

8.16.Представление об устранении нарушений административного законодательства(ст. 29.13 КоАП РФ);

8.17.Автоматическое формирование и учетследующих постановлений административной комиссии:

8.17.1.    Административный штраф (различные формы постановлений для материалов по автофиксации, по ст. 28.6);

8.17.2.    Предупреждение (различные формы постановлений для материалов по автофиксации, по ст. 28.6);

8.17.3.    Прекращениедела об административном правонарушении, отсутствие состава административного правонарушения (п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ);

8.17.4.    Прекращениедела об административном правонарушении, отсутствие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ);

8.17.5.    Прекращениедела об административном правонарушении, истечение срока давности (п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ);

8.17.6.    Прекращениедела об административном правонарушении, устное замечание (п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ);

8.17.7.    Прекращениедела об административном правонарушении, признаки преступления (п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ);

8.17.8.    Прекращениедела об административном правонарушении, отмена закона, установившего административную ответственность (п.5 ч.2 ст.24.5 КоАП РФ);

8.17.9.    Прекращениедела об административном правонарушении, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п.8 ч.2 ст.24.5 КоАП РФ);

8.18.Протокол рассмотрения делаоб административном правонарушении[1];

9.       Возможность составления и автоматическое формирование актов о выявлении нарушений административного законодательства, автоматическое формирование протоколов об административных правонарушении и дел на основании таких актов, а так же вынесение решения по ст.28.6 КоАП РФ (без составления протокола);

10.   Возможность автоматического формирования протокола об административном правонарушении (в случае, когда должностное лицо уполномочено на составление протокола региональным Законом об административной ответственности);

11.   Рассмотрение дел об административных правонарушениях и вынесение постановлений без участия лица, совершившего административное правонарушениеи без составления протокола, в соответствии со статьей 28.6 КоАП РФ;

12.   Автоматическийконтроль давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП.

13.   Автоматический расчет сроков (даты вступления постановления в законную силу, последней даты оплаты административного штрафа и т.д.)в соответствии со ст. 4.8 КоАП, в том числе с учетом выходных и праздничных дней.

14.   Автоматическое определение повторных правонарушений, в том числе с учетом норм регионального Закона об административной ответственности. Все повторные составы определяются автоматически, в том числе если норма регионального НПА предусматривает повторность в других нормах этого НПА.

15.   Автоматическое формирование сопроводительного письма судебному приставу – исполнителю в соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

16.   Экспорт постановлений, по которым требуется произвести принудительное взыскание суммы штрафа в электронный документ, форматно совместимый с информационной системой ФССП России «ПК ОСП» («Промышленный комплекс отдела судебных приставов», входит в АИС ФССП России). Структура электронного документа позволяет осуществить его импорт в «ПК ОСП».

17.   Автоматическое формирование протокола по ч.1 ст. 20.25 КоАП  РФ.

18.   Автоматическое формирование описи документов дела.

19.   Автоматическое формирование определения о передаче протокола и материалов дела по ст.20.25 КоАП РФ в суд.

20.   Формирование всех текстов документов с учетом склонений фамилий лиц участвующих в административном процессе и их должностей, а так же наименований организаций;

21.   Автоматическое формирование и хранение в материалах дела телефонограммы, которая используется для извещения лица, совершившего административное правонарушение, потерпевших и свидетелей о проведении заседания административной комиссии.

22.   В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть подписано электронной подписью, в этом случае юридическая сила электронного документа (постановления по делу) подтверждается в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

23.   Автоматическое формирование единого идентификатора плательщика для физического лица и единого идентификатора плательщика для юридического лица;

24.   Автоматическое формирование уникального идентификатора начисления для каждого постановления о наложении административного штрафа (пункт 2.28.2. приказа  Казначейства России от 30.11.2012 № 19н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах»);

25.   При вынесении постановления по делу об административном правонарушении автоматизирована проверка правонарушителя по «повторным» статьям регионального нормативного акта, автоматическая проверка правонарушителя по иным статьям;

26.   Поддержка материалов, изготовленных с использованием специальных технических средствавтоматической фиксации фактов правонарушений, в том числе вынесение постановления по ст.28.6 КоАП (без составления протокола) по такому материалу;

27.   Помимо этого Программа ведет учет следующих документов:

27.1.Квитанций об оплате штрафов;

27.2.Учет штрафов, взысканных в принудительном порядке;

27.3.Постановлений о возбуждении исполнительного производства;

27.4.Постановлений об окончании исполнительного производства;

27.5.Постановлений о возвращении исполнительного документа в связи с нарушением требований, предъявляемых к исполнительным документам;

27.6.Постановлений о возвращении исполнительного документа, по которому взыскание не производилось или произведено частично;

27.7.Постановлений о возвращении исполнительного документа, по которому взыскание не производилось или произведено частично;

27.8.Иных материалов дела(протоколов, ходатайств, фотографий и т.д.).

28.   Создание и хранение электронного архива дел об административных правонарушениях (документы дел об административных правонарушениях, сканкопии документов).

29.   Возможность создания Единой базы данных региона об административных правонарушениях (либо отдельного муниципального образования в случае, если в одном муниципальном образовании действует несколько административных комиссий).

30.   Автоматическая печать конвертов и почтовых уведомлений по ф. 199 для лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении;

31.   Экспорт документов постановлений в формат PDFдля их печати средствами сторонних организаций (при массовой рассылке).

32.   Импорт данных о платежах физических лиц из информационной системы «Клиент-Сбербанк» Сбербанка России ОАО (Далее – Банк).

33.   Возможность интеграции с Банком для оплаты постановлений по штрихкодам на банкоматах Банка и автоматическом внесении информации о произведенном платеже (дата, сумма, КБК и т.д.) в базу данных АИС «Административная комиссия».

34.   Экспорт данных о платежах в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

35.   Формирование реестра исходящих документов в виде списка внутренних почтовых отправлений ф. 103 (в соответствии с Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденным приказом ФГУП "Почта России" от 17 мая 2012 г. № 114-п).

36.   Возможность самостоятельно изменять формы автоматически формируемых писем, определений, постановлений.

37.   Выборка и поиск протоков, решений, административных правонарушений совершенных как отдельным лицом, так и по отдельной статье;

38.   Автозаполнение полей базы данных там, где это возможно для ускорения ввода данных в Программу и сокращения ошибок в данных.

39.   Формирование отчетов: в АИС имеется множество форм отчетов,  в том числе региональные отчеты.

40.   Автоматическое внесение в выходные документы(определения, постановления) текстов статей закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности и текстов правил благоустройства, либо иных нормативно – правовых актов органов местного самоуправления, принятых в муниципальном образовании (при нарушении соответствующих отсылочных норм закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности).

41.   Хранение всех документов(протоколов, постановлений и т.д.) в одной базе данных, что позволяет легко находить и хранить документы.

42.   Автоматическая проверка орфографии. В тестах, выводимых в определения и постановления, реализована проверка орфографии на основе системы проверки правописания Hunspell(http://hunspell.sourceforge.net/).

43.   Интеграция с системой «ПАРКОН», вынесение постановлений по ст. 28.6 КоАП, подготовка постановлений для рассылки средствами Почты России;

44.   Автоматически сформированные документы открываются в обычном окне текстового редактора (Microsoft® OfficeWordили OpenOfficeWriter) и могут быть произвольно изменены перед сохранением в базе данных;

45.   В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №2299-р в информационной системе применено программное обеспечение с открытым исходным кодом (свободное программное обеспечение), что позволило исключить затраты на приобретение лицензий и обслуживание дополнительного программного обеспечения (сервера баз данных, среды исполнения, интерпретаторы кода и т.д.);

46.   Наличие обширной региональной практики (АИС «Административная комиссия» используется в 28 регионах РФ) в сфере ведения административного производства, работе в сфере благоустройства территорий муниципальных образований и т.д.

 



[1]          Шаблоны процессуальных документов разработаны с учетом Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"